Я как профессиональный психотерапевт, психоаналитик могу сказать, что истинное знание проявляется в психологической жизни в виде коротких вспышек, которые мы называем интуицией. Установка человека, его поведение, столь ценимое промышленной цивилизацией современного мира, также ответственны за все, что было сделано в областях мысли и чувства, иными словами, за то, что очно называется цивилизацией.

Когда философ, ученый или исследователь открывают какое-то явление, они осмысливают его в краткий миг. Следовательно, действительность, познаваемая чувствами, как сказал Аристотель, является не единственным критерием истины, а лишь подтверждением того, чем индивид так или иначе уже обладает. Если бы это было не так, невозможно было бы установить контакт с истиной, потому что такой контакт есть, главным образом, узнавание чего-то, что уже встроено в саму психологическую жизнь.

Большинство индивидов, ценящих в большей степени интеллектуальный элемент, ищут лишь внешних данных (концентрируются на внешнем). Вот почему они делают так много ошибок и создают такое необъятное количество систем и школ, противоречащих друг другу. Все истинное знание (интуиция) есть, в основном, узнавание, поворот к своему внутреннему существу.

Контакт с действительностью мгновенно достигается также человеком (я убежден, что это происходит даже на эмбриональной стадии), который принимает установку изменения, отвергания и даже отрицания того, что его не интересует. Если бы действительность не существовала со всей определенностью во внутреннем существе, мы никогда не достигли бы контакта с нею, так как наша «истина» была бы лишь обманом, недействительностью – а ведь мы не живем в хаосе, хотя и создаем его беспрестанно.

Интуицией действительность постигается лучше, чем любыми другими средствами. Кроме того, человек обладает лучшим во всем творении механизмом постижения. Вот почему Сократ так верил в дух, рассматривая себя самого просто как проводника, лишь помогающего развивать истину, которую каждая личность несет внутри себя. Если бы это было не так, ни один мыслитель или ученый никогда ничего не узнал бы, и в мире была бы одна лишь тьма.

Мегаломания заставила нас пасть на самый низкий уровень. Мы проводим практически всю свою жизнь, так и не начав жить в соответствии с действительностью. Мы постоянно прилагаем огромные усилия, чтобы поднять себя на уровень, далеко превосходящий наш собственный, со всеми пренеприятными последствиями, вытекающими из такой попытки. В результате уже не кажется таким невозможным умереть в раннем возрасте, рано постареть или подвергнуться многочисленным и разнообразным расстройствам. В самом деле, мы становимся иными, сложными существами под ударами собственного воображения. У нас может начаться хроническая депрессия, и нам понадобится психологическая помощь и лечение депрессии.

Человек не предает некоей блуждающей сущности, которая скитается в далеких пространствах и не имеет никакой связи с его миром; человек просто противопоставляет себя своей природе, нанося себе этим вред. Более того, чем выше возносит себя человек, тем более зависимым он становится. Человек ставит себя в высокое положение во всех областях, а это обычно приносит ему вред.

Легко понять, что жадный индивид (жадный к пище, сексу, деньгам, социальному положению или чему-либо еще) проявляет преувеличенное чувство собственного величия, непропорциональное его действительности. Он считает себя существом неисчерпаемым, а вовсе не обычным творением. Одна из профессий, наиболее способствующих развитию мегаломании, это профессия психотерапевта, так как она усиливает в нас впечатление, что мы знаем больше других, что мы более уравновешены, чем другие, и, главное, что мы полностью владеем положением. И мы еще удивляемся, что наша работа не увенчивается успехом!

Сейчас я вспомнил анекдот об одном известном политике, который, будучи уложен в постель болезнью, решил все-таки встать и присоединиться к своей жене и друзьям в гостиной. Увидев его, жена воскликнула: «О, Боже мой!» Он сейчас же остановил ее, сказав: «Женщина, не говори так при всех, а только наедине». По этой самой причине Анатоль Франс утверждал, что никто не может быть гением по своим собственным заслугам.

Идея собственного величия может быть «реализована» лишь в приюте для умалишенных. Такому человеку нужна психологическая помощь и психоанализ. Чрезвычайно трудно, если не невозможно, узнать человека, потому что он обесценил свое человеческое состояние и установил царство своего собственного творения, как новый бог, который переустраивает все. Очевидно, что это мир, где все возможно (по крайней мере, в воображении): да, нет; вес, ничто; рыбы и люди – все превращается во все. Это мгновение максимальной реализации, дающее положение столь величественное, что хотя оно продолжается лишь одно мгновение, то это с успехом компенсирует утраченную вечность – высшая слава ощущения себя богом.

Разве это не причина того, что один человек становится врагом другого? Каждый из нас хочет жить на своем личном Олимпе, и когда наш ближний напоминает нам о том, что это невозможно, мы делаем его своим рабом. Ведь существуют разные категории людей, и низшие были созданы для того, чтобы служить высшим (Аристотель). К счастью столь грандиозный план вынужденно сводится к одной лишь мысли (хотя и с серьезными неврологическими последствиями), ведь в социальном плане он неизбежно приводит к состоянию войны и переворотам, столь частым в последние полвека.

31med.ru

Реклама