Впервые понятие интеллекта использовал знаменитый римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон. Под интеллектом он подразумевал совокупность умственных способностей, присущих конкретному человеку. Классическое понятие интеллекта известно уже почти целый век. Его создатель — французский психолог Альфред Бине, который вместе со своим сотрудником Теодором Симоном опубликовал первую серию тестов для измерения уровня интеллекта.

Через несколько лет после этого психологи Уильям Штерн и Льюис Терман усовершенствовали тесты Бине, введя понятие «коэффициент интеллекта». Этот показатель определяется в результате арифметического деления на основании балла, полученного человеком, выполнившим тест на интеллект. Этот балл называется умственным возрастом и делится на хронологический возраст экзаменуемого, после чего умножается на сто.

У большинства людей IQ колеблется в границах 85 — 115 пунктов. Добавим, что, по мнению многих психологов, в значительной мере на формирование интеллекта влияют как наследственность, так и условия окружающей среды. Считается, что при достижении 16 лет интеллект у человека расти уже не может.

На каком-то этапе изучения в данной области начали обращать внимание на ограниченность классического определения интеллекта человека — оказалось, что даже если знать интеллектуальный потенциал конкретного человека, всё равно нельзя предсказать, сможет ли он добиться успеха на работе или в личной жизни.

Неоднократно случалось, что люди с очень высоким уровнем умственных способностей никак не могли приспособиться к своему окружению, тогда как их коллеги с посредственными способностями оказывались преуспевающими.

Американский психолог Говард Гарднер опубликовал знаменитую работу «Структура мышления», где выдвинул заманчивую теорию интеллекта пожилых людей. Он обратил внимание на то, что каждый из нас должен функционировать во многих ситуациях, что порой требует применения диаметрально противоположных умственных способностей. Вытекает это из того, что не существует только какого-то одного вида интеллекта: на самом деле человеку присущ очень широкий спектр разных его подвидов. Точнее говоря, мы имеем дело с разновидностями ума — множественностью интеллектуальных способностей. По мнению Гарднера, у каждого человека есть все виды интеллекта, однако у каждой личности они развиваются специфически, образуя из элементов неповторимые комбинации.

Когда одних и тех же людей протестировали по классическим тестам измерения интеллекта и по тестам, разработанным Гарднером для пожилых, то после обработки данных оказалось, что нет никаких существенных различий между результатами двух опросов.

Говоря о преимуществах эмоционального интеллекта человека, исследователи указывают на то, что традиция рационализма слишком тенденциозно интерпретировала отношения между умом и чувствами. Большинство из нас согласится с тем, что любая мысль наиболее верна, если её не заслоняют чувства. Также никто не будет возражать, что сильные эмоции влияют на процесс мышления. С другой стороны, клинические исследования показали, что люди, не ощущающие эмоций, не в состоянии принимать решения — у них нет каких-либо предпочтений, и в итоге они проявляют нерешительность.

Получается, что без эмоций интеллект человека не может раскрыться в полную силу.

В конце XX века появилось понятие «эмоциональный интеллект», что значительно обогатило понимание человеческой психики; автором этого понятия был американский психолог Питер Сэлови.

Эмоциональный интеллект — это сплав конкретных знаний, способностей и взглядов; это то, как мы обращаемся с самим собой и нашими взаимоотношениями. Сэлови считает, что эмоциональный интеллект человека состоит из пяти главных составляющих: самосознания, самоконтроля, самомотивации, эмпатии и навыков отношений. Речь идёт не о подавлении наших чувств, а о нормализации способов их выражения, об установлении гармонии между разумом и сердцем человека.

Важно также научиться управлять своими эмоциями с помощью различных методик — тогда можно добиться эмоционального равновесия. Замечено благотворное влияние эмоционального интеллекта на многие стороны общественной жизни, экономических отношений, моральных принципов.

Как пример можно привести медицину — длительное сдерживание таких отрицательных эмоций, как беспокойство, страх или злость может вызвать нарушения здоровья человека, а в детском возрасте это еще и отражается на характере ребенка. С другой стороны, каждый врач знает о том, что оптимизм и вера в собственное исцеление в значительной степени приводят к выздоровлению даже самых безнадёжных больных.

Таким же образом происходит и в бизнесе: на фирмах, где руководители могут создать творческую атмосферу и влиять на подчинённых своим положительным примером, уровень креативности, как правило, гораздо выше, чем на предприятиях и в организациях, придерживающихся диктаторского стиля управления. Важнейшая отличительная черта эмоционального интеллекта человека в том, что, в отличие от интеллекта «классического», он носит открытый характер, причём все его компоненты можно постоянно в себе развивать и совершенствовать независимо от возраста.

 Инф. drbobo.ru

Реклама