Профессиональное выгорание не имеет ничего общего с ленью. «Выгореть» на работе и потерять всякую мотивацию к карьерным достижениям могут даже самые рьяные и преданные работодателю трудоголики. Что же такое „профессиональное выгорание“ и как его избежать? Об этом расскажет Егор Сафрыгин, директор по маркетингу направления „Медицина“„АльфаСтрахование“.

Большой объем профессиональной ответственности, постоянные стрессы на работе и напряженные отношения в коллективе могут превратить любимую профессию в ненавистную и отбить у сотрудника любовь к труду. Психологическое выгорание – это комплекс психических проблем, которые возникают у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Профессиональное выгорание возникает из-за того, что у сотрудника накапливаются отрицательные эмоции, но «разрядки» или „освобождения“ от них не происходит. Если вы замечаете, что стали эмоционально равнодушны к собственным профессиональным обязанностям и достижениям и при этом чувствуете постоянную усталость, то стоит задуматься о своем здоровье.

Такая проблема чаще всего «преследует» тех, кто в течение рабочего дня вынужден много и интенсивно общаться: медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, а также те, кто испытывает постоянный стресс, ему уже давно придумано свое название – „синдром менеджера“. Также в группе риска находятся люди, подверженные стрессу из-за постоянного внутриличностного конфликта – такие сотрудники страдают из-за низкой заработной платы, плохих условий труда, необеспеченности жильем, но при этом не решаются на увольнение. Они боятся быстро не найти работу, не пройти испытательный срок, не прижиться в новом коллективе. Часто решительность таких людей ограничивают банковские кредиты или семейное положение – матери-одиночки, дети, ухаживающие за пожилыми родителями.

Однообразная рутинная работа в течение длительного времени также является дополнительным всполохом в процессе профессионального выгорания.

Любая смена привычной обстановки заставляет нас нервничать. Выход на новую работу может вызвать сильнейшую нервотрепку — новое место, новые люди, новые правила, новые обязанности, даже новый маршрут от дома до офиса – все требует дополнительного внимания и усиленной отдачи. С одной стороны, человек должен зарекомендовать себя, с другой, – на новом месте никто не застрахован от неудач и перспектива сесть в лужу перед новым начальством и коллегами парализует новичка. Определенные трудности возникают, если руководитель «давит» на нового сотрудника: замечает только промахи, а достижения оставляет без внимания или же организует „боевое крещения“, ставя слишком сложные задачи. В стрессовой ситуации, стремясь угодить начальству, работник может потерять мотивацию к работе.

Узнали себя в одном из примеров? Не отчаивайтесь, есть несколько рекомендаций, которые помогут вам быть эффективными и любить свою работу, несмотря ни на что.

Совет №1

Также профессиональное выгорание в меньшей степени касается тех, у кого уже был успешный опыт преодоления профессионального стресса. Поэтому не бойтесь проблем – решайте их, подстраивайтесь под изменившиеся условия и будьте более гибкими в напряженных ситуациях. Высокая подвижность, открытость, общительность и самостоятельность также помогут вам в борьбе с профессиональным выгоранием, а способность создавать и поддерживать в себе позитивные установки сделают вас практически неуязвимыми.

Совет №2

Если работник отличается хорошим здоровьем и целенаправленно заботится о своем физическом состоянии, то снижение эффективности в стрессовой ситуации будет менее выраженным. Здоровое питание, крепкий сон и занятия спортом помогут стать здоровее, активнее и увереннее в себе. Если в ваш социальный пакет входит посещение фитнес-центра или полис медицинского страхования, найдите время для занятий спортом и визит в поликлинику. Предотвращение болезней сотрудников обходится компании дешевле как болеющих работников, так и тех, кто, несмотря на плохое самочувствие, выходит на работу и не только заражает других, но и в состоянии сниженной концентрации нередко принимает неверные бизнес-решения. Расширенный социальный пакет – признак грамотного управления здоровьем персонала. Не пренебрегайте предоставленными работодателем возможностями.

Совет №3

Делайте регулярные перерывы. Чем короче дедлайны, тем больше ваш организм нуждается в передышке, поэтому каждый час делайте небольшие перерывы на три-пять минут. Разумеется, таким перерывом не должен быть «перекур». Если на работе доступны социальные сети, ничто не мешает вам обновить ленту новостей, однако помните, что „пара минут“ в социальной сети могут легко превратиться в получасовой интернет-серфинг, который отнимет силы, отвлечет от рабочих задач и вызовет недоумение у заметившего его начальства.

Совет №4

Проблема многих работников в том, что они боятся просить помощи. Но, как показывает практика, две головы лучше, чем одна, поэтому смело устраивайте мозговые штурмы с коллегами. Взгляд со стороны всегда полезен. И даже если в сотрудничестве вы не найдете нужный ответ, вы всегда сможете нащупать другой подход к решению поставленной задачи.

Совет №5

Гениальные мысли приходят только на свежую голову. Но для того, чтобы отдохнуть, не обязательно бездельничать — смена занятия позволит вам взглянуть на сложную задачу, требующую большой концентрации, под другим углом, иногда решение приходит буквально само собой.

Совет №6

Грамотное планирование также поможет избежать профессионального выгорания. Важно не просто понимать точный объем работ, но и уметь его распределять. Ежедневные переработки, которые к тому же далеко не всегда оплачиваются работодателем, служат дополнительной причиной профессионального выгорания. Частенько к ним прибавляются домашние проблемы и непонимание со стороны семьи. Не стоит взваливать на свои плечи лишние задачи, от этого ваша эффективность снизится, работа не будет выполнена в срок, а ваш организм получит дополнительную порцию стресса. Если вы не успеваете выполнять прямые обязанности, не бойтесь обсуждать их с работодателем. Помните, что адекватный начальник всегда открыт диалогу.

Все описанные факторы могут стать финальной искрой, которая и подожжет фитиль профессионального выгорания. Помните, что испытательный срок – это время проверки не только для работника, в течение этого времени вы присматриваетесь к новой компании, начальству и, если они есть, к подчиненным. Не бойтесь менять работу, если существуют очевидные причины профессионального выгорания.

Инф. mednovelty.ru

Реклама