Полноценное психическое здоровье ребенка немыслимо без игр и игрушек. Обычно игрушки рассматривают как развлечение, но на самом деле игра – это мощное и основное средство развития ребенка. Игра позволяет детям исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя.

Но, что же такое хорошая игрушка и как ее правильно выбрать? На этот вопрос в эксклюзивном интервью Yoki.ru нам постаралась ответить Елена Смирнова, руководитель центра «Игры и игрушки» Московского государственного психолого-педагогического университета:

«Профессионалы подходят к оценке игрушек следующим образом. С одной стороны важен обучающий характер игрушки, как она влияет на развитие мышления, памяти, интеллекта. С другой стороны необходимо оценить игрушку с точки зрения ее воспитательных функций.

 
Сегодня масса игрушек по интересу соответствует одному возрасту, а по техническому исполнению — другому. Например, есть развивающие игры, смысл которых в том, чтобы под какой-либо предмет подобрать определенную форму. Это увлекательная задача, она соответствует интересам ребенка примерно двух- двух с половиной лет. Но по техническому исполнению доступна лишь детям пяти-шести лет, а для них это уже скучное занятие. Поэтому, выбирая игрушку, важно определить для какого именно возраста она может быть полезна

Игрушка должна способствовать проявлению детской инициативы и самостоятельности. Хорошим примером такой игрушки может служить моделирующая смесь Play-Doh – уникальный продукт одной из американских компаний. Это многоразовая смесь, ребенок может снова и снова лепить из нее все, что пожелает. Но самое интересное, это ее состав, в который входит пищевой компонент. Даже если ребенок из любопытства съест свою поделку, смесь не принесет вреда здоровью».

Соответственно игрушка должна позволять ребенку делать с ней то, что он хочет. С одной стороны, она должна быть привлекательной и прочной: чтобы колесики у машинки легко крутились, а ручки у куклы не отваливались. Кроме того, когда ребенок держит в руках игрушку — она для него становится объектом для подражания. Это важный этический момент, ведь игрушки формируют у ребенка представления и нормы о том, что красиво, а что нет. Поэтому малышу не следует давать жестокие игрушки.

Нельзя забывать, что каждая игрушка отражает современное состояние общества. «Всегда нужно обращать внимание насколько игрушка отвечает духу времени. Например, совсем скоро на рынке появится вариант знаменитой «Монополии», в которой помимо фишек можно будет найти кредитные карточки»,- заметила Елена Смирнова.

Игрушка не должна вызывать «привыкания». «Зависимость от игры возникает очень часто. Есть даже такая болезнь лудомания. Поэтому, мне, кажется, что игрушки должен выбирать не сам ребенок, а его родители. Когда малыш попадает в игрушечный магазин и видит бесконечное разнообразие привлекательных вещей — его тянет во все стороны и он хватает все подряд. Понять его настоящую потребность может только взрослый человек»,- поделилась своим мнением Елена Смирнова.

Инф.yoki.ru

Реклама