В наше время в городах открывается все больше новых супермаркетов. Например, в Москве на сегодня вы в любой момент можете приобрести практически всё, что только душе угодно. Для этого достаточно отправиться в супермаркет, торговый центр или бутик.
 
Большинство посетителей таких магазинов – женщины. Они обычно больше мужчин нуждаются в таких вещах, как тепло, забота и новизна. Попробуем рассмотреть на популярность покупок с другой стороны. Ведь сейчас очень заметно проявляет себя такая проблема, как шопомания. Психологи фиксируют факты, свидетельствующие о том, что часто у человека появляется страсть к совершению лишних покупок.
 
Попробуем поразмышлять о том, где проходит граница между нормальным стремлением совершать покупки и ненормальной зависимостью от этого. Шопомания, или магазинная зависимость представляет собой навязчивое стремление совершать покупки в таких количествах, которые значительно превышают все разумные пределы. Больше всего эта проблема отмечается в США. Но она есть и в России. Часто несчастные, страдающие такой навязчивой идеей, прибегают даже к помощи психолога. Шопомания по многим параметрам похожа на алкогольную зависимость: деньги тратятся не на семью, а на удовлетворение эгоистичных целей, получение чувства эйфории, которое сменяется апатией и ужасным настроением (своего рода похмельный синдром для шопоголиков).
 
Нейрофизиологические исследования проблемы позволили выявить данные, которые говорят о том, что при выборе того или иного товара женщины обычно охвачены исключительно эмоциями. Действие разумного начала при совершении покупок у них несколько снижается. Мозг и психика как бы начинают работать в резонансе.
 
Почему женщины подвержены шопоголизму?
 
Дело в том, что женщина в большей степени нуждается в чувствах и эмоциях. А вот мужчина более рационален, и поэтому реже совершает покупки. Таким образом, шопоголизм представляет собой некий аффект, который обычно завершается только с прекращением денег.
 
Что представляет собой шопинг?
 
Человек, стремясь совершать новые покупки и испытывать эмоции, постоянно думает об этом, изучает информацию о продуктах, о проведении распродаж, открытии новых магазинов и т. д. Обычно вокруг этого совершается множество разговоров с подружками. При совершении покупки женщина, как правило, без критики относится к вещи и её практической ценности. Таковы особенности психики женского пола. Количество покупок часто может определяться импульсивностью. Иногда осмотр гардероба позволяет женщине сделать вывод о том, что она совершила много лишних покупок. Вещей в итоге становится настолько много, что их приходится кому-то отдавать, либо выкидывать. Несмотря на то, что женщина в этой ситуации осуждает себя, вскоре она вновь возвращается к прежнему поведению.
 
Среди неприятностей шопоголизма – большие денежные траты. Также среди отрицательных моментов можно отметить появление чувства вины после завершения шопинга. Женщина обвиняет себя, пытается что-то предпринять. Бывает так, что после приобретения новых вещей в семейном бюджете остаётся совсем мало денег, и это очень неприятно. Самообвинение женщины представляет собой агрессию, направленную на себя. Это способно вызвать отрицательные последствия для организма, к примеру, возникновение головных болей, отрицательных эмоций. Ввиду совершения больших и регулярных трат случается много ссор в семье.
 
Причины шопомании могут быть разными. Определить проблему способна лишь помощь психолога. Распространено мнение психологов (в первую очередь психоаналитиков), которые утверждают, что шопомания берёт истоки из детства. То же самое, кстати, говорится и о любых других зависимостях. Считается, что маленький ребенок, который не получил в детстве достаточно тепла и заботы, как бы «законсервировал» в себе эти потребности. И женщина ради того, чтобы достичь психологического утешения, совершает много ненужных покупок. Таким образом, здесь имеет место неосознаваемая возрастная регрессия (известная больше по гипнотерапии).
 
Но нельзя отметить и то, что производители товаров развернули большую рекламную агрессию, направленную на потребителей. Это также частично объясняет то, что человек совершает множество лишних покупок. Со всех сторон женщине приходится узнавать о скидках, акциях, новых коллекциях – и это для неё особый мир, насыщенный яркими красками и эмоциями. Все это возбуждает к совершению новых и новых покупок.
 
Также следует отметить такой момент, где проявляет себя социальная психология личности. Современная философия такова, что человек, который постоянно совершает какие-то новые покупки, считается в обществе успешным. Таким образом, получается, что общество само формирует потребность, а затем поддерживает появившуюся у людей зависимость.
 
Считается, что приобретая новый товар, на самом деле человек покупает нечто большое. Он приходит в магазин не столько за товаром, сколько за вниманием, которого так не хватает в жизни. Огромное число супермаркетов регулярно проводят у себя различные психологические тренинги, предназначенные для того, чтобы обучить персонал умению общаться с покупателей и убеждать приобретать товар.
 
Продавец – это своеобразный психолог, готовый сделать всё возможное для того, чтобы человек совершил покупку. Покупатель получает искусственное понимание, но происходит это до тех пор, пока он не отдаст свои деньги за покупку. Внимание к себе, тёплое общение сейчас довольно сильно востребовано в обществе. Тем более, у тех, кто этого недополучает, зачастую формируются депрессия и замкнутость.
 
Ещё одной причиной шопоголизма являются плохие взаимоотношения с близкими людьми, в том числе и с мужьями. В итоге женщина ищет психологическую отдушину в совершении покупок. Таким образом, быстро формируются личные убеждения, которые соседствуют с одобряемой обществом потребностью тратить деньги.
 
Важным свойством шопоголизма является как цикличность (образование замкнутого круга). Если потребность в совершении покупок не была удовлетворена, то это приводит к развитию чувства дискомфорта и депрессии.
 
Если проблема стоит так остро, есть ли способ избавиться от неё?
 
По-видимому, самое первое, что нужно сделать – это заметить проблему. Если вы еженедельно посещаете множество магазинов, совершаете покупки и не можете контролировать этот процесс, то это значит, то у вас есть склонность к данной зависимости. Постарайтесь понять, что служит причиной совершения лишних покупок. Возможно, вам нужно наладить отношения в семье или избавиться от одиночества.
 
В качестве средства профилактики также вполне можно рекомендовать информационную изоляцию от рекламы. Помните, что даже пассивное прослушивание рекламных предложений отражается на бессознательном и может активизироваться в будущем.
 
Старайтесь активно формировать жизненные принципы и ценности. Нельзя допустить того, чтобы вашими поступками кто-то управлял. Постарайтесь принять для себя такие ценности, которые способны оберечь вас от совершения новых нежелательных покупок.
 
Если самостоятельно избавиться от зависимости вы не в состоянии, то в этом случае рекомендуется обратиться к психотерапевту. Также Вам может помочь метод резонансной настройки — программа, целью которой является избавить человека от мучительных психологических проблем.

 Инф. drbobo.ru

Реклама