Заметно урезанные в кризис зарплаты во многих компаниях так и не вернулись к своему докризисному уровню. Сотрудники тихо ропщут, не решаясь просить о прибавке: попрошаек никто не любит. С другой стороны, если не завести разговор самостоятельно, работодатель едва ли заговорит об этом сам. Так просить или не просить и если просить, то как?

Вы провели мониторинг зарплат, оценили конкуренцию на рынке труда, присмотрелись к интересным вакансиям и поняли — вас недооценивают. Теперь самое сложное — добиться переоценки и попросить больше, чем за вас дают.

Здравствуйте, Иван Иваныч…
Для важного разговора постарайтесь правильно выбрать момент — это залог успеха. По мнению психологов, лучший день для разговора о повышении — среда. В этот день начальники более сговорчивы, чем, например, в понедельник или пятницу.

«Разговор об изменении оплаты труда не должен быть спонтанным, вы должны тщательно подготовиться, — советует Светлана Черняк, директор по персоналу компании «Проплекс». — Для начала необходимо помнить, что если вы работаете в компании менее 6 месяцев, то поднимать этот разговор просто неуместно, ведь при устройстве на работу вы приняли предложение с установленным уровнем оплаты труда. Если вы в компании давно, то проанализируйте ситуацию и выясните, каковы традиции повышения заработной платы в компании: централизованно происходит повышение или в индивидуальном порядке, ежегодно или по результатам деятельности компании».

Выяснять вопрос о прибавке к зарплате эффективнее в конфиденциальной обстановке, и желательно во второй половине дня. Во-первых, настроение у сытого человека лучше, во-вторых, рабочая нагрузка к этому времени идет на спад и шеф будет больше настроен на внеплановую беседу.
Не начинайте разговор слишком серьезно, путаясь в словах и цифрах, — в этом случае начальник как более грамотный переговорщик быстро начнет наступать, и через некоторое время вы забудете, зачем пришли. Претендуете на более высокую оплату труда? Учитесь разговаривать уверенно! Покажите, что вы уже переросли уровень скромного и не очень опытного сотрудника.
О том, когда нельзя просить прибавку, рассказал Ильгиз Валинуров, президент корпорации Business Connection: «Просьба о повышении зарплаты будет выглядеть издевательством, если вы не достигаете поставленных перед вами задач, если компания находится на грани рентабельности или на спаде. Просить прибавку можно только в одном случае: вы занимаете должность, от которой не зависит успех фирмы, и при этом ваша зарплата ниже рыночной. Во всех других случаях достигайте большего результата и получайте премии. Руководителю психологически легче платить за результат, а не повышать окладную часть».
Я бы хотел поговорить о повышении зарплаты
Не вваливайтесь в кабинет начальника с обидами, накопившимися за все время работы, не нападайте. Разговор начатый с претензий: «Я работаю за троих», «Все специалисты из моей области получают больше» или «Инфляций растет быстрее зарплаты», в конечном итоге приведет  к «зеркальной» ситуации: «Вы еще и двух лет не работаете, а уже…», «Так еще и трех лет не прошло после повышения, а вы…».
Работодатель и сам знает, что он всегда недоплачивает подчиненным, что зарплаты всегда не хватает, но решать финансовые трудности всех сотрудников он не в состоянии.
Поэтому вместо того чтобы говорить, что вас не удовлетворяет в компании, расскажите о своих достижениях. Устройте нечто вроде коммерческой самопрезентации, покажите товар лицом:
— расскажите, как повысилась ваша квалификация (чему научились, насколько улучшили качество своей работы);
— покажите результаты вашей профессиональной деятельности (внедрили новую схему работы, перевыполнили план);
— докажите, что все это положительно сказалось на бизнесе компании (оцените свой вклад: увеличили объемы продаж, привлекли новых клиентов, открыли новую услуги, оптимизировали расходы).
И главное, посчитайте, какую сумму эти достижения принесли на расчетный счет компании. Разговоры о лояльности и преданности делу хороши, но в обмен вам могут пообещать такие же нематериальные поощрения: уважение, почет и ответственные задания.
Если вы просите деньги, говорить надо на языке цифр. Устраивая «торги» с шефом, нельзя забывать о том, что противоположная сторона также должна получить от всего этого определенную выгоду. А иначе зачем повышать вам зарплату?
Впрочем, работодатель может смотреть на это совсем иначе.
«Сотрудник, который просит «особые» условия — первый кандидат на увольнение. Прецедентов создавать нельзя, — продолжает Ильгиз Валинуров. — Представьте: у вас небольшая компания, 100 сотрудников. Один попросил увеличить зарплату на символические 5 000. Умножаем на 12 месяцев и 100 человек, которые тоже заходят чуть-чуть больше. За год получится 6 миллионов рублей, плюс налоги. А теперь подсчитайте, принесет ли увеличение зарплаты на 5 тыс. рублей прибыль больше, чем в 6 миллионов? Если да — то можете и повысить, но я в этом не уверен…
Если есть вероятность найти нового сотрудника на меньшую заработную плату, чем у существующего сотрудника, то работодатель этим воспользуется. Бизнес должен быть экономным».
«Если вы не… тогда я»
Вам повезло и вы договорились о прибавке к окладу? Поздравляем! Теперь осталось ее получить. Как советует Светлана Черняк, после разговора следует отправить шефу дружескую заметку по электронной почте, где будут изложены все достигнутые договоренности. Это позволит руководителю не забыть о своих обещаниях.
В ситуации, когда шеф в ответ на ваши просьбы пробормотал что-то неопределенное про нелегкую ситуацию в компании, не торопитесь делать выводы, может быть он:
— не хочет показать, что поддался на ваши аргументы;
— в данный момент не имеет полномочий принять решение;
— застигнут разговором врасплох и хочет подумать.
И все же чтобы внести ясность, участник нашего форума Джобсикер советует обязательно попросить чуть  позже четкий ответ — да или нет. По его мнению, многозначительное «посмотрим» или «поговорим позже», скорее всего, ни к чему не приведут.
Руководитель сказал вам твердое «нет»? Это не повод угрожать или выносить последнее «китайское» предупреждение. Пугать или шантажировать шефа заманчивыми предложениями от конкурентов можно только в том случае, если вы действительно не боитесь покинуть «насиженное местечко».
В случае отказа лучше спросить, каким образом вы можете повысить свою ценность для компании. Или попросить дать вам возможность заработать эту прибавку, ключевое слово  — «заработать», а не просто получить. Возможно, руководство с удовольствием взвалит на вас новые обязанности, но уже не бесплатно.
Беспроигрышный вариант
Обратите внимание: если вам все же отказали и вы не получили то, на что рассчитывали, — такой разговор все равно небесполезен. Даже если руководитель сейчас не может «выбить» вам прибавку, не исключено, что он сделает это позже, например, в следующем полугодии.
В любом случае, по мнению Ильгиза Валинурова, у вас всегда есть два беспроигрышных варианта увеличить свою зарплату. Первый — показать своему работодателю выдающийся результат. Второй — найти другого работодателя, у которого ваши опыт, знания и навыки будут более востребованы. Второй способ быстрее, первый — правильнее.

Инф. vitgar.ru

Реклама